Картины Бориса Кустодиева про Масленицу Почему художник так любил этот сюжет, так часто к нему обращался? Возможно, эта любовь у него врождённая! Вот о чём в письме в феврале 1902 года Борису Кустодиеву напоминала его мать Екатерина Прохоровна: "Твое рождение опять, через 23 года, пришлось на Масленицу. Ведь ты родился в четверг на Масленицу и потому, вероятно, любишь блины. Я сегодня вспоминала, как ты двухлетним ребенком одолевал няньку блинами, и она их не успевала тебе печь, а ты сидел перед печкой и спрашивал, скоро ли она тебе их даст». Обратите внимание на даты создания этих работ: они написаны в тяжелые для России годы, когда было не до жиру. А сам художник после операции прикован к инвалидному креслу. Эти картины реалистичны, достоверны в деталях и эмоциях, но на самом деле они - воспоминание, сказка, несбыточная мечта об идеальной жизни в идеальной России. И ещё они - концентрат оптимистичности Кустодиева. Если, рассматривая эти картины Кустодиева, вы подумали о Питере Брейгеле Старшем, авторе знаменитых "Охотников на снегу", то вы думаете в правильном направлении. По словам Кирилла Кустодиева, сына художника, Борис Кустодиев очень ценил творчество Брейгеля и его умение гармонично вписывать людей в пейзаж. С брейгелевскими полотнами Кустодиева роднят взгляд сверху, многолюдность, обилие деталей и, конечно, снег.Как мы знаем из собственного опыта, на Масленицу погода может быть разной: например, без снега и с уже очевидными признаками весны. Но у Кустодиева на картинах с Масленицей всегда морозно, снежно, а деревья украшены инеем. Одним словом, идеальная зима. И ни намёка на оттепель (вот если бы Масленицу взялся писать Саврасов, у него снег обязательно был бы грязноватый, подтаявший, с лужицами - он был большой любитель таких пограничных состояний природы). Масленичные сцены Кустодиева - это собирательные образы, в которых есть и фрагменты столичных пейзажей, и провинциальные виды и забавы. На картинах Кустодиева Масленицу празднует и город, и деревня.Видишь на картине Кустодиева зимнюю ярмарку с каруселью, уличным театром и местами, где можно сытно перекусить, - значит, видишь Масленицу.А завершим подборку самой знаменитой "Масленицей" Кустодиева, которую можно увидите и в Москве, и в Санкт-Петербурге. 1.Борис Кустодиев. Масленица. 1919. Холст, масло. 71.6×98.3 см. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 2. Борис Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919. Холст, масло. 71×98 см. Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург 3. Борис Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье. 1919. Холст, масло. 88×105 см. Русский музей 4. Борис Кустодиев. Масленица. 1920. Холст, масло. 69×90 см. Санаторий "Узкое" Российской академии наук, Москва и Московская область 5. Борис Кустодиев. Масленица. 1920. Бумага гуашь. 28.2×44.8 см. Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств 6. Борис Кустодиев. Деревенская масленица (Гармонист). 1916. Бумага, темпера. 50×42 см. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина 7. Борис Кустодиев. Балаганы. 1917. Холст, масло. 80 х 93 см. Русский музей 8. Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Холст, масло. 89 x 190,5 см. Русский музей ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА МАСЛЕНИЦЫ История возникновения праздника Масленицы гораздо древнее современного ее варианта. Отмечали ее задолго до возникновения христианства на славянских землях.Наши предки вели свое летоисчисление, согласовываясь с древним солнечным календарем. Движение Земли относительно Солнца и естественный солнечный цикл были отражены в ежегодно повторяющихся четырех астрономически важных днях, которые образно представляли в виде четырех ипостасей солнечного светила. Таким образом, 21 марта — в день весеннего равноденствия — когда солнце переходило из Южного полушария в Северное и наступало полное пробуждение природы, обновление, наши предки праздновали наступление нового лета или нового календарного года. Народы, которые жили в полном согласии с окружающим миром, природой, природными явлениями, очень органично чувствовали природные жизненные циклы, всецело с ними согласовывались. Это было естественно и воспринималось, как необходимость. Вот поэтому праздник Масленицы – это, по сути, праздник наступления Нового года. Праздновался он очень весело, ярко, с прекрасными угощениями, народными гуляниями и хороводами. А вот масленичные блины были не просто одним из праздничных угощений, а еще и символом, отображающим сакральные знания о законах мирозданья и духовной природе человека. Круглые, румяные, горячие, они символизировали все более разгорающееся весеннее солнце. Солнце же было символом Бога – согревающее, питающее, дающее животворящий огонь. А круг являлся одним из древнейших символов и указывал на Духовный мир. Само название праздника, Масленица, произошло от слова масло — древнеславянского слова «мазало». В это время в селениях телились коровы, молока и масла было уже вдосталь. Вот поэтому после суровой зимы (когда продукты нужно было расходовать экономно и бережно) наступало время более обильного и разнообразного питания, благодаря первой зелени и молочным продуктам. Это нашло отражение в современном варианте второго названия Масленичной недели, ее называют «сырной или сыропустной неделей». Так же Масленицу называли Комоедица. Это название пришло к нам от северных народов, которые считали, что духи предков обитают в густых непроходимых лесах. Образом духов считали медведей, которых почитали и называли Комами. Кстати, отсюда и пошла поговорка: «Первый блин – КомАм…», – которая означала подношение, подарок, угощение самым первым блином своих предков. А совсем не то, что означает современный вариант – «неудача, неуспех, начало дела «комОм, комком». Только в 17 веке, по указу Петра 1, Масленицу стали праздновать, изменив ее дату и привязав к христианским праздникам. Ведь невозможно было полностью уничтожить в памяти народа глубинное значение этого дня. Таким образом, изменили не только дату, но и сакральный смысл самого праздника. А наступление Нового года мы теперь отмечаем 31 декабря, в самый разгар суровой зимы и в самое темное время года, когда в права вступает богиня Сна и Смерти Морена. Кстати, это именно ее чучело сжигали на масленичном кострище, символизируя тем самым очищение и освобождение для нового жизненного цикла. Чучело Морены делали из ветоши и старой соломы и символически провожали через обряд освобождения огнем. А огонь в этом случае так же был символом – прообразам земного, материального огня был огонь небесный, солнечный. Интересно, что в некоторых странах, например в Испании, до сих пор считают датой прихода зимы 21 декабря, а наступление весны 21 марта. Самое важное и неизменное значение Масленицы все равно невозможно стереть из умов пытливых и прозорливых людей. Ведь, по сути, этот праздник был символом самой главной победы каждого человека – победы СИЛ СВЕТА над силами тьмы. Это был день, когда каждый праздновал самое важное – свое Духовное возрождение и освобождение. Когда каждый знал – ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ! И пусть сегодня день замечательного праздника изменен и привязан по датам к совсем иному смыслу, нам с вами это никак не может помешать помнить о том, что все материальное – проходящее, тленно и иллюзорно, а силы Духовные и Душевные даны нам для преображения и перерождения. Так что – с Масленицей вас! Светлана Самарец, участница Международного общественного движения «АЛЛАТРА»

Теги других блогов: картины Масленица Кустодиев